лот 58
1 рубль 1725 года. «Траурный».
Санкт-Петербургский монетный двор. Портрет особого рисунка, надпись на аверсе «САМОДЕРЖИЦА», над головой точка. Гурт шнуровидный. Серебро, 27,17 г. Петрунин #2(R2). Дьяков #2. Биткин #68 (R1) – ссылка на проход данной монеты. Уздеников #0628 (черта). ГМ #1.2. 10 рублей по Ильину. 8 рублей по Петрову. Монета в слабе CPRC, AU55*.
Редкая важная монета. Чёткий, выразительный портрет. Красивая старая патина.
Выдающаяся сохранность для рублевиков этого типа – на брюхе орла прочеканилось максимальное количество (в сравнении с дошедшими аналогами) перьев.
Монета из коллекции Антонина Прокопа, с аукциона «Aurea Numismatika» №6, часть I. Прага, 7 декабря 2002 г., лот 114.
«Траурный» вариант рублёвика не был утверждён. По всей видимости, причина банальна – отсутствие на портрете императорских регалий: короны, орденской ленты и звезды. Считается, что автором этого портрета был датский медальер Антон Шульц. Портрет императрицы был выгравирован с большим мастерством. Простота композиции, лаконизм форм, лишение портрета перегруженности деталями помогли медальеру в раскрытии образа. Перед нами предстаёт наделённая природной красотой женщина, которая порождает романтические ассоциации со скорбящей женой по поводу кончины супруга. Видимо по этой причине к этому красивому рублю, еще с XIX века, прикрепился жаргонизм «траурный». На самом деле, появление этой монеты имеет мало общего с трауром по поводу кончины Петра I. Портрет на «траурном» рублевике – результат влияния европейского медальерного искусства. Похожее изображение можно встретить на монетах английской королевы Анны 1702-1714 годов. Обмен идеями и изобразительными приемами был и остается обычным явлением в художественных мастерских. Английский медальер Джон Крокер опередил время и отошел от помпезной пышности барокко, свойственной скульптуре того времени, заменив декоративные устремления утонченной сдержанностью.
Судя по документам, выявленным А.В. Храменковым, чеканка этих рублей продолжалась менее двух недель. По мнению В.В. Узденикова, краткосрочное появление этого портрета на монетах массового выпуска объясняется лишь отсутствием в то время обязательной процедуры утверждения монет нового образца, разрабатываемых при смене царствования. Портрет Екатерины I без царских регалий, «сочиненный» гравером, изготовившим штемпель, был помещен на аверсе рублевиков, которые начали чеканить без ведома Сената и без одобрения императрицы. Спустя некоторое время этот портрет был решительно забракован и заменен другим – со всеми подобающими регалиями. Что же касается уже выпущенных рублевиков с неприемлемым портретом, то было даже решено негласно изъять их из обращения. К чему такая решительность и негласные запретительные меры? По мнению Ю.П. Петрунина, ответ на этот вопрос может быть следующим. Прекращение чеканки и последующее, к счастью невыполненное, изъятие из обращения рублевиков было связано с политическими причинами. Известно, с какими трудностями взошла на трон Екатерина I. Многие не хотели признавать неродовитую супругу умершего императора царицей. Поэтому ее изображение в «простом» платье без царских регалий могло сигнализировать окружению и подданным о том, что на престоле оказалась случайная простолюдинка. Пропагандистский эффект мог быть велик и непредсказуем. Такой черный пиар был Екатерине и ее приближенным не нужен, отсюда проистекают запретительные меры. В итоге крамольный рубль был изготовлен в ограниченном количестве, что обеспечило ему редкость, а необычное оформление – славу.
Стартовая цена: 3 500 000 р.
к лоту