|
лот 17
Медаль в память первого путешествия Петра I по Европе (в память Великого посольства 1697–1698 гг.).
Монетный двор герцогства Саксония-Гота. Медальер Кристиан Вермут (слева внизу портрета Петра I, в обрезе рукава инициалы гравера «C·W·»). Гурт – выпуклая надпись. Серебро, 5,56 г. Диаметр 21,0 мм. Дьяков #6.2 (R2). Соколов #104.б (R1). СРМ #17. Иверсен #VI.2.а. Великие Русские победы в медали и гравюре #13. Сохранность практически отличная. Редкая и интересная медаль конца XVII века. Одним из главных событий, круто изменивших облик России до неузнаваемости, несомненно, явилось двухлетнее европейское путешествие Царя Петра на исходе XVII века. В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию (тогда шведская территория) было отправлено «Великое посольство». Возглавили его три «Великих полномочных посла»: генерал-адмирал Франц Лефорт, генерал Фёдор Головин и начальник Посольского приказа Прокофий Возницын. Сам Царь находился среди прочих под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Всего «прочих» в посольство набралось до 250 человек. Это был первый случай, когда русский царь предпринял путешествие за пределы своего государства. Пётр I посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Австрию, Голландию, Англию… Основной целью Великого посольства был поиск союзников против Османской империи. Но кроме переговоров Пётр много времени уделил изучению корабельного и военного дела, других наук. Уже тогда в Россию было завербовано несколько сотен специалистов-корабельщиков и закуплено разное оборудование. В Голландии Пётр сам плотничал на верфях Ост-Индской компании, где при его участии был построен корабль «Пётр и Павел». В Англии выдалась обширная программа: Царь посетил литейный завод, арсенал, Гринвичскую обсерваторию, Оксфордский университет и даже парламент. Когда он инкогнито пришёл в английский парламент, и ему перевели выступления депутатов перед королём Вильгельмом III, Пётр отметил: «Весело слышать то, когда сыны отчества королю говорят явно правду, сему-то у англичан учиться должно». Но всё-таки сущность русского самодержца нет-нет, да и проглядывала у Государя даже в европейском обществе. Так при посещении Вестминстерского дворца Пётр увидел барристеров – адвокатов в их форменных мантиях и париках. Спросив: «Что это за народ и что они тут делают?», получил ответ: «Это все законники, Ваше Величество». На что Пётр презрительно фыркнул: «Законники! К чему они? Во всем моём царстве есть только два законника, и то я полагаю одного из них повесить, когда вернусь домой»… И, несомненно, посещение Лондонского монетного двора, которым тогда заведовал Исаак Ньютон, сыграло потом важнейшую роль при проведении Петром денежной реформы. Великое посольство прервалось внезапно: в июле 1698 года пришло известие о стрелецком мятеже. Пётр поспешил в Москву… На аверсе медали портрет Царя Петра I, обращенный вправо. Голова Государя увенчана лавровым венком, на плечи накинута богато украшенная мантия, подбитая мехом и застёгнутая крупной брошью на груди. Легенда на латыни гласит: «PETR.ALEXEIEWICZ D:G.M MOSCOV.TZAR» (ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ЦАРЬ МОСКОВСКИЙ). На реверсе шагает обнажённый Геркулес. Подмышкой зажата огромная палица. Львиная шкура с беспомощно свисающей мордой и когтистой лапой перекинута через правую руку, левой он придерживает другой конец шкуры. Великан с увесистой палицей идёт по-хозяйски, как по собственной вотчине, а вокруг – маленькие горы с крохотными строениями и деревьями. Но увы! В могучей фигуре нет величественности античного героя, зато чувствуется нечто первобытное, даже медвежье. Одним словом – дикарь на прогулке! Надпись на латыни гласит: «PERLVSTRAT TERRAS?» (Осматривает земли). Под обрезом «земли» датировка на латыни из сокращённых литер: «АО.М.DC.IIIС. / ЕТ.М.DC.IIС.» (ЛЕТА ГОСПОДНЯ 1697 и 1698). Выпуклая гуртовая надпись тоже выразительна: «I VIDIT INAVDTTO EXEMPLO GERMANIA PRIMVM» (Германия впервые увидела это неожиданное зрелище!) Действительно, что называется: встречайте – приехал гость со шкурой и дубиной! Пожалуй, так тонко больше никто не подтрунивал на русским царём. И главное, здесь нет явной сатиры, лишь едва уловимый намёк… Тем более, портрет самого Петра вышел роскошным и без иронии. Великолепная работа мастера одного из немецких монетных дворов! Автор штемпелей, Кристиан Вермут (1661-1739) – талантливый немецкий медальер эпохи барокко. В 1668 году стал гравером монетного двора Саксония-Гота. Спустя 20 лет, в 1688 году, назначен придворным медальером. Наконец, в 1699 году Кристиан получил императорскую привилегию на право чеканки медалей в собственной мастерской. В этот период независимости он, вместе с учениками, создал более 1300 медалей самой различной тематики: в честь выдающихся деятелей Европы (Жана Кальвина, Эразма Роттердамского, Николая Коперника и других), правителей (включая римских императоров), на исторические события (как медаль в память о Великом посольстве Петра I). Вдобавок выпускались сатирические, лотерейные, календарные и новогодние медали и жетоны. В этой связи думается, медаль в память первого путешествия Петра I по Европе 1697-1698 гг. вполне могла «родиться» не на монетном дворе, а в мастерской замечательного плодовитого мастера. Кстати, Вермут исполнил всего три медали на Великое посольство. Большого диаметра, где Царь Пётр изображён в анфас, на реверсе Св. Георгий, выглядит очень торжественно и благородно. И две малого – одна из них представлена. При аналогичных аверсах с портретом Царя, реверс имеет отличия. Если кратко, во втором варианте силач получился патлатым, взъерошенным и более диким…
Стартовая цена: 150 000 р.
|