лот 95
Копейка без обозначения даты (1727) с вензелем императора Петра II. Пробная.
Кадашевский монетный двор. Описание из Корпуса ГМ: «Лиц. ст. Св. Георгий Победоносец на коне, обращённом вправо, поражающий копьём дракона, на земле покрытой травою. Под изображением отделённая двумя чертами надпись: КОПЕИКА. Вокруг всего узорчатый ободок. Об. ст. Вензель Императора Петра II из двух латинских «Р» и одного «А», переплетённых вместе. Над ним императорская корона. Под вензелем римская цифра II с точкою над каждою единицею. Всё в узорчатом ободке». Гурт узорный. Медь, 4,19 г. Биткин #231 (R4). Уздеников #3983 (!!). ГМ #12.10 (очень редкая) – в Корпусе приведено изображение экземпляра из собрания графа И.И. Толстого (отсутствовала в собрании Великого князя Георгия Михайловича). Сохранность превосходная, красивая патина. Экземпляр кабинетного хранения.

Чрезвычайно важная пробная монета. Единственный известный экземпляр в частных руках (второй экземпляр находится в собрании Эрмитажа).
Происходит из собрания легендарного советского нумизмата Генриха Ручкина.
C экспертным заключением антикварного салона «Екатерина» (2002 г.).

«Недатированная копейка с латинским вензелем Петра II в Корпусе русских монет предположительно отнесена к новоделам со следующим примечанием: “Монета эта помещена между новоделами вследствие отсутствия на ней цифры года, хотя возможно, что она современна”. Отсутствие на монете даты нельзя признать достаточным основанием для причисления её к новоделам. Дело в том, что недатированная копейка Петра II не имеет ни одного признака, присущего новодельным монетам, и в то же время её изображение помещено в упоминавшихся выше таблицах среди рисунков пробных монет 1727 года. Кроме того, она обладает одной особенностью, дополнительно свидетельствующей о её подлинности – такой особенностью является оформление её гурта. Гурт этой монеты покрыт узором совершенно оригинального и довольно сложного рисунка, и нанесён этот гурт на монету, безусловно, не кустарным способом. Всё это позволяет утверждать, что недатированная копейка Петра II является подлинной.
Сейчас трудно указать истинную причину отсутствия на этой монете даты её чеканки. Возможно, что дату предполагалось выбить цифирными пунсонами на штемпеле аверса (под обозначением номинала) после утверждения монеты в качестве образца для массовой чеканки. Временем же изготовления пробного образца следует считать конец 1727 года, когда были отчеканены все другие пробные копейки Петра II. Действительно, ввиду кратковременности царствования Петра II совершенно нереально предполагать, что в 1728-м или в 1729 году была предпринята вторичная попытка представить на утверждение вензельный вариант копейки, тогда как только что, в январе 1728 года, были забракованы пять других подобных вариантов, а утверждён был безымянный образец. Кроме того, недатированная копейка, как указывалось выше, составляет единую группу с полушкой, датированной 1727 годом, причём характер начертания латинских вензелей Петра II, помещённых на обеих монетах, явно говорит о том, что штемпели для них изготовлены одним и тем же резчиком».

В. В. Уздеников «Монеты России XVIII – начала XX века. Очерки по нумизматике». Пробные монеты 1726-1727 годов, с. 278-279. Москва, 2004 г.

«Копейка Меншикова»


В работе В. В. Узденикова «О расшифровке вензеля на пробном медном гривеннике 1726 г.» логически доказано, что на пробном гривеннике в императорском вензеле Екатерины Алексеевны, составленном из литеры «А» и двух фигурных, зеркально отражённых «Е», присутствует неявная, замаскированная «М»: Меншиков. Для общегосударственной монеты – случай вопиющий! Александр Данилович, конечно, «играл с огнём». Но в статье уважаемого учёного почему-то лишь вскользь упомянут вензель Петра II на пробной копейке без даты (1727), где можно наблюдать не менее интересную картину…
Вензель Петра I Великого состоял из двух скрещённых, зеркально отражённых, фигурных «Р» (латинская «П»), и не имел нумерации. При простом добавлении к нему латинской цифры «II» получался вензель Петра II, а заодно сразу подчёркивалась связь с могучим предком, чей авторитет был непререкаем. И ничего выдумывать не нужно. Поэтому данный рисунок был использован на пробной полушке 1727 года. Звучит логично: мол, новый император – продолжатель славных дел! Однако на пробной копейке без даты (1727) в конструкции из вензельных хитросплетений, помимо фигурных «Р», угадывается литера «А» (отчество юного императора – Алексеевич). Казалось бы, зачем усложнять? Да и к месту ли упоминание казнённого царевича Алексея? А вот для Алексашки Меншикова буква «А» в царском вензеле как раз наоборот – актуальна! И вдруг, по аналогии с медным гривенником 1726 года, в рисунке вензеля явно вычленяется буква «М». И не одна, а сразу две: по двум нижним хвостикам с короткой соединительной «V», и по двум средним, аналогично соединённым «V». Невольно возникает вопрос: что за неизвестная личность «ММ» на государственной монете?
6 мая 1727 года Великий Князь Пётр Алексеевич стал Императором Всероссийским Петром II. Менее недели спустя, 12 мая, князь Александр Данилович Меншиков получил чин генералиссимуса. А 25 мая в присутствии всего двора состоялось обручение старшей дочери нового генералиссимуса, Марии Меншиковой («ММ») и Петра II. В тот же день она переехала в Петергоф…
Увы, известно: дальнейшая судьба царской невесты – «ММ», как и всей семьи во главе с бывшим всесильным фаворитом, весьма трагична. Также известно непомерное тщеславие «полудержавного властелина». Бессовестно вписав напоказ первую букву безродной фамилии в царский вензель на ограде личного дворца и попытавшись провернуть тот же фокус на государственной монете, вполне логично, что Меншиков опять попытался возвеличить свою фамилию. Вообще, судя по нарочито броскому оформлению копейки, вниманию к деталям и непривычно сложному узору гурта, даже не исключено, что готовилась своего рода «свадебная монета». Ведь намечалось знаковое событие, должное породнить бывшего денщика с царём! Логичный вопрос: почему медная копейка? По устоявшимся нормам крупные деньги были портретные. Вензель на них логично заменил бы портрет. Но червонец, рубль, полтина или даже четвертак с витиеватым плетением вместо привычного императорского лика сразу вызвали бы шквал неудобных вопросов. В первую очередь от самого Императора. Чего «светлейший» совершенно не мог допустить. Пусть уж лучше медная копейка, равно как и медный гривенник годом раннее. Тем более «народная монета» быстрее разойдётся по рукам. Природная мужицкая склонность к разгадке «тайных символов» на обыденных предметах давно известна. Смекалистый православный люд узрит и поймёт: «Меншиков-то теперь сам не хуже императора стал»! Что безродному властелину, несомненно бы, льстило. И кто знает, случись свадьба и не будь опалы – сколько ещё подобных или даже более откровенных вензелей с литерой «М» сейчас бы наблюдали мы на государственных монетах, медалях или даже штандартах.
Стартовая цена: 20 000 000 р.
к лоту