Создание Денежного приказа (ок. 1595) и возложение его функций на денежный двор Москвы, перенесённый в Кремль, привели к централизации монетного производства в России. В конце концов, предположительно до 1632 года, периферийные Новгородский и Псковский денежные дворы были закрыты. И к середине XVII века на территории России остался лишь один Кремлёвский денежный двор. Однако вскоре политические события в Европе изменили ситуацию…
В 1648 году на Украине вспыхнуло всенародное восстание против польского политического и религиозного гнета. Возглавил его крупный украинский политик и полководец Богдан-Зиновий Хмельницкий (1595-1657). В январе 1654 года состоялось подписание Переяславского договора. В соответствии с ним Украина воссоединялась с Россией, подтверждая царский титул государя Малой Руси.

Тогда же вдруг оказалось, что население на вновь присоединённых землях, в силу большей близости к Европе, было более передовым и придирчивым в отношении денег. При расчётах там обычно пользовались западноевропейскими монетами, на фоне которых неказистые российские денги и копейки попросту терялись. Поэтому возникла идея создать новую денежную единицу, равную талеру, для удовлетворения спроса в первую очередь на крупную монету.
Отвлекать работников действующего денежного двора от дел насущных не стали. Целесообразней было экспериментировать над изготовлением новой монеты крупного номинала в другом месте. Тут же встала задача найти для нового двора в Москве достойное помещение…
30 января 1649 года, в ходе Английской революции (1639-1660), король Англии, Шотландии и Ирландии Карл I Стюарт (1625-1649) был обезглавлен в самом центре Лондона, Уайтхолле.

Естественно, торговые отношения между Россией и Англией были разорваны. На казнь помазанника Божьего власть отреагировала решительно и в свойственной ей манере: по указу царя Алексея Михайловича (1645-1676) английских торговых представителей из страны выдворили, а всё имущество крупнейшей английской торговой организации – «Московской компании», обладавшей монополией на торговлю с Россией ещё с 1551 года, просто конфисковали. Отголоском тех событий в Москве осталось здание конфискованного у Компании Старого английского двора (ныне улица Варварка, дом 4).

А было ещё и второе, конфискованное тогда же, притом более крупное подворье – Новый английский двор, располагавшийся у Ильинских ворот, в Белом городе (историческая местность в центре Москвы, вне Китай-города и Кремля). К сожалению, до наших дней здание не сохранилось. Именно там решили открыть ещё один денежный двор. То ли по издёвке, или по другой причине, слово «Английский» в его названии оставили. И получилось, что он одновременно был и московский, и английский.
Начинается история Нового Московского Английского денежного двора…
Итак, для чеканки новых серебряных и медных монет был оборудован новый монетный двор, располагавшийся в помещениях нового английского двора в Белом городе. Перечеканка столь крупных монет как талер для русского монетного производства была делом новым и совершенно неожиданным. О задуманной правительством перечеканке талеров в рубли и выпуске медных полтин было объявлено как о мере военного времени вскоре после выступления русских войск в направлении Смоленска во главе с царём. До начала похода замысел грядущей реформы держали под строгим секретом и по этой причине организационно-техническую подготовку к ней вести не могли. Все проблемы приходилось решать «на ходу».
Указ о выпуске новых серебряных денег (рублей и полуполтинников) последовал 8 мая 1654 г., когда было велено перечеканить 893620 талеров в рубли, для чего надлежало сбивать на ефимках прежнее изображение «нагладко».
После первых неудач, по-видимому, очень раздражавших царя, требовавшего чеканить новые деньги «наспех днём и ночью», и по мере выпуска присылать их к нему в Дорогобуж, был изготовлен «по вымыслу» резчика Фёдора Байкова деревянный стан, а к стану «для поспешенья и опыту» был сделан подъёмный молот с железным веретеном, облитый для тяжести свинцом. Молот весом в 15 пудов поднимали воротом на векшах 6 человек. Но и на этом стане удалось отчеканить только 8 серебряных рублей и 20 медных полтинников, после чего на молоте свинец «оплыл», и он также оказался негодным для дальнейшей работы. Тогда было решено делать другой молот того же образца, но большой железный подъёмный, с железным веретеном. В Москве на тот момент не было кузнецов, способных изготовить эти молоты. Управляющий Москвой князь Михаил Пронский писал царю, что «мастеров кому молоты делать всего два человека и те достаточно такова большего дела не дознают, а резцов кому резать маточники и подчищать чеканы один человек… А которые, государь, были кузнецы делали язык к большому колоколу, и те по твоему государеву указу отпущены в Нижний».
К 1 июля удалось отчеканить 2065 рублевиков.
В августе 1654 г. царь находился при осаде Смоленска. Царица с наследником и патриархом Никоном выехали в Троице-Сергиев монастырь из-за охватившей столицу эпидемии чумы. Москву было указано окружить «крепкими заставы» и, чтобы остановить распространение болезни, никого не выпускать за городскую черту. Казна была вывезена из столицы царю под Смоленск.
Царица вела оживлённую переписку князем Пронским. Одна из его «отписок» от 11 августа 1654 г. извещает о состоянии дел и указывает, что с 20 июля по 10 августа «на Аглинском дворе» изготовлено 2460 «яфимков рублёвых». Если исходить из того, что чеканка велась непрерывно (как требовал царский указ) и в июне ежедневно давала по 76-77 рублёвых монет, а в указанный князем Пронским срок – по 117 монет в сутки, то легко посчитать, что в период с 4 июня по 10 августа отчеканили порядка 6300-6400 рублевиков.

Вследствие убыли монетчиков из-за «мора», низкой производительности чеканки и роптаний в народе по поводу принудительного курса рублей (100 копеек), не позже осени 1654 г. их выпуск был прекращён.
В ходе денежной реформы царя Алексея Михайловича 1654-1663 гг., начиная с сентября 1655 года, все денежные дворы на Руси, включая и два московских, принялись усердно чеканить медную «чешую». Продукция Нового Московского Английского денежного двора помечалась буквами «МД» (Московский Двор) под всадником.